О природе страхов.

Оно называется властью, если преодолевает сопротивление того, что и само обладает могуществом. Природа, рассматриваемая в эстетическом суждении как могущество, не имеющее над нами власти, динамически возвышенна. Для того чтобы мы считали природу динамически возвышенной, ее следует представлять себе как возбуждающую страх хотя не каждый предмет, возбуждающий страх, признается нашим эстетическим суждением возвышенным. Ибо в эстетическом суждении без понятия о превосходстве над препятствиями можно судить только по величине сопротивления. То, чему мы стремимся оказать сопротивление, есть зло, и, если мы обнаруживаем, что наша способность для этого недостаточна, оно становится предметом страха. Следовательно, в эстетическом суждении природа может рассматриваться как могущество, тем самым как динамически возвышенная, лишь постольку, поскольку в ней видят предмет страха. Однако можно считать предмет страшным, не испытывая страха перед ним, если мы судим о нем только мысля такой случай, когда мы захотели бы оказать ему сопротивление и всякое сопротивление оказалось бы совершенно тщетным. Так, добродетельный человек боится Бога, не испытывая перед ним страха, ибо такого человека не беспокоит мысль, что он когда либо захочет сопротивляться Богу и его заветам.

Новая философская энциклопедия - возвышенное

Прекрасное, красивое, изящное, безобразное. С античных времен в эстетике преобладает представление о прекрасном как об объективно существующем. Прекрасное для древнегреческих философов — это не субъективное представление и не иллюзия, это реальность.

глазах если мы и радуемся, то радуемся, трясясь от страха” Противоречивая природа возвышенного, связанная с одновременным Грандиозные и мобилизующие построения, имевшие своим источником .. Волнующая природа снаружи адекватна внутренней бурной драме чувств внутри.

Природа страха Человеческое подсознание, сформированное и воспитанное еще в каменном веке в суровых условиях борьбы за существование, не любит рисковать. Если существует хоть маленькая угроза благополучию организма, то происходит автоматическое включение реакции страха, включая весь комплекс психологических и физиологических изменений в организме. Зачастую ответ оказывается заведомо сильнее, чем потенциальная опасность, однако природа, создавая этот инстинкт, по-видимому, считала, что для организма лучше перестраховаться, чем пропустить сигнал об опасности и погибнуть.

В жестокой борьбе за существование с хищниками или конкурентами в дикой природе организм не имел права на ошибку, однако в современном обществе угроза биологической гибели весьма редка, и чаще всего речь идет всего лишь об изменении социального статуса. Человеческое сознание идентифицирует тревожную информацию как опасную и запускает совершенно не соответствующую ей по силе и поэтому бесполезную реакцию тревоги или страха, которая приносит больший вред, чем причина, ее вызвавшая.

Способы борьбы со страхом: Основатель этого метода французский психиатр П. Дюбуа предлагал следующие основополагающие принципы: Эффективность метода рациональной терапии не всегда столь высока, как хотелось бы. Это связано с тем, что убеждения человека испытывающего страх представляют собой более устойчивую структуру, нежели рациональные представления. Из всей информации он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию.

Оценить, насколько реальна угроза. Большая часть событий, которых боятся люди, имеют слишком мало шансов произойти, и поэтому бояться их не имеет никакого смысла. Для того чтобы меньше бояться какого-то явления, следует хотя бы приблизительно оценить вероятность наступления неблагоприятного события, и тогда окажется, что шансы пострадать от него совершенно ничтожны.

Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики 2. Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное 3. Эстетическое прекрасное в истории эстетики, прекрасное и польза, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое в жизни и искусстве, катарсис, природа комического, юмор, сатира, сарказм, остроумие, гротеск, парадокс. В эстетике есть категория, которая выступает как метакатегория науки — это категория эстетического.

Система эстетических категорий, предложенная Е.

Примеры перевода, содержащие „возвышенное“ – Англо-русский словарь и система поиска по миллионам английских переводов.

И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. Значение таких явлений со всей полнотой может быть раскрыто лишь в ходе жизнедеятельности ряда поколений. Возвышенное в искусстве Возвышенное в искусстве. Грекицаря богов видели в могучем Зевсе. В Олимпии в храме Зевса и в скульптурном изображении бога-громовержца выразительно запечатлено возвышенное.

Храм Зевса был повержен землетрясением. Статуя была так рассчитана по отношению к высоте храма, что если бы сидящий бог поднялся, то головой пробил бы крышу. Вся композиция как бы говорила: Древнегреческая архитектура прекрасна в своей человечности. Ей присуще то, что Аристотель называл мерой: Египетские же пирамиды возвышенны. Они проникнуты порывом человечества к почти несбыточному, но при огромных усилиях достижимому совершенству.

Готические соборы осваивали грандиозное пространство ввысь. Это дремлющее могущество, готовое вот-вот выплеснуться в мир, и есть образ возвышен- ного.

ЭДМУНД БЁРК КАК ЭСТЕТИК

Массовый страх, охватывающий и заражающий социальные группы и слои, а также общество в целом, выражается в специфических формах, которые изучает социальная психология. В эпоху формирования религиозного сознания страх приобретает черты благоговейного ужаса перед высшим и непостижимым. Страх перед отчужденными силами в эксплуататорском обществе становится одним из регуляторов социального поведения.

Психоанализ различает рациональный страх перед реальной опасностью и иррациональный, глубинный.

шенного в природе, как, например, разгул стихий, о котором фило- софы говорили еще в древности), чувство возвышенного (посещающее индивидуума . стать представленно чувство, страх, тревога, ощущение угрожающей чрезмерности и . источник многих гоголевских рассуждений в «Женщине».

Как и где зарождается страх? Что происходит с нашей психикой, когда мы чего-либо боимся? Если у вас есть какой-то страх, то задайте себе магический вопрос: Как я узнаю о своём страхе? Обычно звучат следующие ответы: Практически все люди начинают описывать свои ощущения. Причём у всех они разные. Но на каком основании они называют все эти чувства страхом? Может быть, это и не страх вовсе? Задайте себе следующие магические вопросы, которые прояснят ситуацию: Кто или что меня пугает? Кто или что мне угрожает?

Когда впервые появилось у меня это чувство?

Возвышенное

Найти Возвышенное Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Поэтому Возвышенное зачастую сопряжено с чувством недоступности, необъятности.

Различие между Возвышенным и Красотой является, по-видимому, западной проблемой, восточная философия, в частности китайская философия, не знает подобного различения. Содержание Античность В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства.

Назад к природе Невозможно повернуть вспять технический прогресс. Но после всех наших надежд на связанное с ним процветание и счастливое.

Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности.

Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное. Потому оно и разрабатывалось, исходя из эстетического восприятия явлений природы у Э. Так, английский эстетик Берк полагал, что возвышенное в природе, предстающее перед человеком в виде больших пространств, высоких гор, шумящих водопадов, грохотания грома, Глава 11 завывания бурь, темноты и мрака действуют на человека устрашающе и порождают в нем чувство страха и стремление к самосохранению.

Человек и боится этих представляющихся ему грандиозными явлений, и может испытывать эстетическое удовольствие и огромное волнение, переживание от созерцания их чрезмерности, то есть количественной и силовой несопоставимости с человеком. Чернышевский тоже представлял эстетическое возвышенное в сопоставлении с человеческими силами и возможностями и с человеческими способностями противостоять чрезмерным силам природы, а затем и безмерным социальным силам. Эта безмерность, или несоразмерность с человеком, обнаруживается воспринимающим явления природы в сопоставлении с человеческим эстетическим идеалом.

Таким образом, эстетическое восприятие возвышенного будоражит человеческие силы, порождает в нем желание померяться своими силами физическими, чувственными, интеллектуальными и преодолеть страх, получая при этом и восторг от созерцания чего-то грандиозного и от способности противостояния, и возможности выйти из него победителем природной или социальной стихии. Человек, впервые оказывающийся перед бушующим морем, тем более перед непрестанно грохочущим океаном или высоко в горах, испытывает такое чувство восторга и такой подъем духа, что он, как пел В.

Уже 25 лет минуло с тех пор, как я стоял на берегу Атлантического океана и восторженный бросался в грохочущие волны, которые выбрасывали меня на песчаный берег; но почти каждое погожее утро, находясь у реки или озера, я слышу и вижу те волны, желая еще и еще раз уже в солидном возрасте броситься в них, очертя голову.

История философии

Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Возвышенные события требуют ярких, пафосных художественных средств, яркости образов и интенсивности воздействия на читателя.

Однако далее мы видели, что возвышенное чувство вызывается также что сам этот страх происходит из свойства, присущего только природе, но не Но делает ли это само искусство источником возвышенного чувства .

Другие эстетические категории 1. Возвышенное Возвышенное в истории эстетической мысли. Возвышенное первоначально было осмыслено не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. Принципы ораторского искусства, выдвигавшиеся Цецилием, были распространены на литературу. Трактат Цецилия не дошел до нас. Судить о нем можно лишь по сохранившимся фрагментам и замечаниям в сочинениях других ученых.

Природа страха. Марина Весна